НИИ социальной статистики (г. Санкт-Петербург) , специализирующееся на социологических и маркетинговых исследованиях, выступает учредителем Федерального конкурса «Национальный знак качества».
Включение в число Лауреатов конкурса «Национальный знак качества» осуществляется на основании опросов мнений потребителей, проведенных во всех субъектах Российской Федерации сотрудниками НИИСС и силами привлеченных специализированных социологических организаций, рекомендаций государственных и муниципальных органов, отраслевых министерств и ведомств, а также анализа отзывов и рейтингов в открытых источниках.
Исследование охватывает крупные города регионов:
В Центральном федеральном округе: Москва, Московская область, Белгород, Брянск, Владимир, Воронеж, Иваново, Калуга, Кострома, Курск, Липецк, Орел, Рязань, Смоленск,Тамбов, Тверь, Тула, Ярославль.
В Северо-Западном федеральном округе: Санкт-Петербург, Калининград, Архангельск, Великий Новгород, Вологда, Псков, Великие Луки, Петрозаводск, Сыктывкар и др.
В Уральском федеральном округе: Екатеринбург, Нижний Тагил, Каменск-Уральский, Тюмень, Сургут, Ханты-Мансийск, Челябинск, Магнитогорск, Миасс и Курган, Шадринск и др.
В Приволжском федеральном округе: Нижний Новгород, Дзержинск, Уфа, Стерлитамак, Самара, Саратов, Саранск, Чебоксары, Киров, Пермь, Пенза, Ижевск, Казань, Нижнекамск и др.
В Сибирском федеральном округе: Барнаул, Улан-Удэ, Красноярск, Иркутск, Братск, Горно-Алтайск, Абакан, Кемерово, Новокузнецк, Новосибирск, Омск, Томск, Чита и др.
В Дальневосточном федеральном округе: Владивосток, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Благовещенск, Петропавловск-Камчатский, Якутск и др.
В Южном и Северо-Кавказском федеральных округах: Ростов-на-Дону, Волгоград, Астрахань, Ставрополь, Краснодар, Сочи, Анапа, Новороссийск, Махачкала, Владикавказ, Нальчик, Таганрог, Волжский и др.
В Республике Крым: Ялта, Симферополь, Керчь, Евпатория, Алушта, Феодосия, Судак и др.
В результате о качестве продукции/услуг опрашиваются:
- конечные потребители (физические лица) и представители оптово-розничных фирм (по фирмам-производителям товаров народного потребления и сферы услуг);
- посреднические и сбытовые фирмы, подрядные организации, строительно-монтажные и производственные предприятия (по предприятиям, работающим в промышленной сфере).
Опросы по продукции промышленного назначения проводятся: путем электронного анкетирования (форма опроса) и методом телефонных опросов у специалистов (в основном, отделов материально-технического обеспечения и производственно-технических отделов).
Опросы по продукции бытового назначения проводятся: в супермаркетах, точках розничных и оптовых продаж, на оживленных улицах городов.
В ходе исследования респонденты заполняют опросный лист, разделенный на две категории: организации, работающие в различных отраслях промышленного производства и бытовых специализациях.
В каждом виде деятельности допустимо вписать только одно предприятие с работой которого данный человек был хорошо знаком (или как специалист предприятия-контрагента, или как физическое лицо), а продукцию - наиболее качественные на рынке.
На последующих этапах исследования предприятия ранжируются по количеству упоминаний и организации, оцененные потребителями наиболее высоко, получают уведомление о праве получения статуса Лауреата конкурса и причитающихся регалиях. Чему предшествует кропотливый поиск контактных данных в открытых источниках. Так как зачастую, довольные качеством потребители по доброй памяти указывают компании, уже прекратившие свое существование, либо поставляющие свою продукцию или оказывающие услуги из другого региона, при том, что в данном регионе имеются фирмы полностью совпадающие как по юридическому наименованию, так и по организационно-правовой форме.
Положение Федерального конкурса «Национальный знак качества».